В истории философии существуют разнообразные мнения относительно соотношения природного и социального в человеке. Человек действительно принадлежит и к природному и к общественному мирам. Его организм живет по законам природы. В то же время человек живет в обществе и соответственно общество формирует его систему ценностей и является средой его существования. Еще древние мудрецы провозглашали в качестве главной задачи философии необходимость познать самого себя.
Наука стремится раскрыть то главное, определяющее, что делает человека человеком независимо от внешних проявлений таких как пол, возраст, раса, образование, социальное положение. То есть, наука стремится раскрыть сущность человека и таким образом определить, в чем главное отличие человека от всех других явлений мира.
Существуют различные варианты ответов на данный вопрос. Представители натуралистической точки зрения утверждают, что человек - это часть природы и отличается он от других животных только более сложной организацией. Определяющими в человеке являются его природные биологические способности, а общество только может их улучшить или ухудшить.
Существует и другая крайняя позиция, когда преувеличивается роль общества в формировании человека и вообще не учитываются его биологические природные особенности. Диалектико-материалистическое понимание человека базируется на признании того, что человек является биосоциальным существом по своей природе. Например, без естественного тела и без природы, как среды обитания, человеческая жизнь невозможна. Так же и общество необходимо для формирования человека в процессе онтогенеза и филогенеза.
Но сущностью человека, тем, что является определяющим в формировании чисто человеческих качеств, является его социальная жизнь. Человек, как вид, возник не просто вследствие биологической эволюции, а в процессе антропосоциогенеза. То есть, для становления человека необходим общественный способ бытия и его основу составляет работа, практическая деятельность по преобразованию мира природы в мир культуры. Потребности и стремления человека, которые мы называем высшими (познавательные, моральные, потребность в общении) являются над биологическими, социальными по своему происхождению и содержанию.
Еще нет комментариев, вы будете первыми
Новый комментарий